Второе Послание
Иоанна - короткое и могло бы уместиться на одном листе папируса стандартного
размера. То, что это послание сохранилось, несомненно, свидетельствует о его Богодухновенности и большом духовном значении.
Автор.
Традиционно считается, что послание принадлежит перу ап. Иоанна.
Однако, сам автор называет себя просто "старцем'. Едва ли это слово
означает, что он был одним из старейшин в какой-то из местных церквей. Скорее
оно соответствовало ласковому названию (ср. 1 Тим. 5:1-2; 3 Иоан.
1), под которым автор был известен его читателям; с другой стороны, греч. пресбитерос ("пресвитер") и означает -
"старый человек", "старец", и имеется ряд уходящих в глубь
веков свидетельств в пользу того, что этим словом могли называть любого из
апостолов или тех, кто с
... Читать дальше »
Первое послание Иоанна - это письмо, адресованное верующим читателям, которое имеет
исключительное практическое значение. Оно предупреждает об опасностях, которые
таят в себе лжеучения и призывает верующих быть послушными Богу и любить своих
братьев и сестер. Главная тема послания - общение с Богом Отцом и Его Сыном
Иисусом Христом (1:3).
Автор.
Традиционно послание это приписывается апостолу Иоанну, хотя имя автора в
нем не указано.
Однако, самый тон, в котором выдержано послание, от начала и до конца
... Читать дальше »
Это послание можно было бы озаглавить
следующим образом: "Борьба христиан в последние дни". Тема победы
звучит в начале и в конце послания Петра. Однако,
главное внимание апостол уделяет здесь вопросу о том, как должны жить верующие
в условиях трудностей и смятения последнего времени. После того, как он
нарисовал страшную картину (в 2:1 - 3:10), в которой перед его читателями
предстают и лжеучители, и падшие ангелы, и откровенная аморальность, и жалкие
баламуты и насмешники, он призывает своих читателей пребывать "в святой
жизни и благочестии... ожидающими и желающими пришествия дня Божия..." (см. 3:11-12). Благочестивая жизнь в трудные времена — вот урок, ко
... Читать дальше »
Первое Послание Петра адресовано верующим,
переживавшим различные формы гонений, тем мужчинам и женщинам, чья вера во
Христа сделала их чужими в окружавшем их языческом мире. Апостол Петр призывает
этих верующих быть терпеливыми и своим поведением показывать пример другим.
Практические поучения, высказанные в теплом задушевном тоне, делают это
послание уникальным источником ободрения для всех верующих, которые находятся в
конфликте с тем обществом, в котором они живут.
Это захватывающее послание написано для того, чтобы научить и ободрить, укорить и пробудить, оно говорит о практической святости
и призывает христиан к действующей вере. Это глубоко этическое, имеющее
сугубо жизненное значение, послание.
Соборное Послание Иакова, как и послания Петра,
Иоанна и Иуды, адресовано не какой-то конкретной церкви или личности, а всем
верующим вообще. Оно дополняет учение Павла, изложенное им в его посланиях.
Основная тема посланий Павла — вера, Иаков делает ударение на поведении
христианина, Петр — на надежде
... Читать дальше »
Служение Малахии приходится
на 5-ый век до P. X. Прошло
примерно сто лет после издания Киром его декрета, позволявшего иудеям вернуться
в их землю (538 г.
до P. X.), когда
прозвучали пророческие речи Малахии, автора
последней книги Ветхого Завета. Служение двух предшествовавших ему пророков, Аггея и Захарии, много
содействовало восстановлению евреями храма в 515 году. Восстановлены были и жилые дома в Иерусалиме. Скорее
всего уже в дни Малахии
отстроена была городская стена.
Но жизнь возвращенцев не сделалась легкой. Иудеи были в политическом
подчинении у пе
... Читать дальше »
В Ветхом Завете это одна из самых коротких книг, короче ее только книга
пророка Авдия. Написанная простым и доступным языком, она состоит из четырех посланий пророка, служение которого, по-видимому,
продолжалось недолго, и было оно в пост-ссыльный период истории Израильского народа. Примечательна глубокая убежденность Аггея в том, что в книге все мысли, наставления, прямые повеления
Божественного происхождения. В
пределах двух коротких глав он утверждает это не менее 25 раз начиная фразой "Так сказал Господь Саваоф" (1:2) и завершая
книгу словами "говорит Господь" (2:23).
Автор.
О жизни и служении пророка Аггея известно относительно
немного. Аггей был первым пророком, через которого Бог говорил к
иудейской общине, с
... Читать дальше »
Имя Софония (по-еврейски звучащее как "Сефания") означает того, кому
покровительствует, кого защищает Иегова. Как на объект Божьей защиты оно может указывать на еврейский народ в
дни, когда жил Софония, чьи детские годы совпали с нечестивым правлением царя
Манассии (4 Цар. 21:16). Имя Софония носили в Ветхом Завете еще три лица.
Помимо сказанного в 1:1 о Софонии мало что известно. Но то, что сказано,
само по себе примечательно, так как Софония единственный
из ветхозаветных пророков, чье родословие прослеживается до четвертого поколения.
Это предполагает, что он был человеком знатного, может быть даже царского
происхождения. Ряд исследовате
... Читать дальше »
Планета Земля кажется
невыразимо прекрасной тем, кто смотрит на нее из космоса. Но тем, кто живет на ней все происходящее на Земле видится скорее в мрачном свете. Смятение,
неразбериха, возрастающая угроза терроризма и загрязнения окружающей среды — все это отбрасывает зловещие тени на повседневное существование землян.
Мир все более уподобляется гигантской
бомбе с коротким запалом, из недр которой ясно слышится тиканье часового
механизма. Не удивительно, что люди, способные думать, задаются вопросами: Откуда все эти беды? Вся эта несправедливость? Почему люди, лишенные совести,
благоденствуют? А совестливые и добрые страдают? Почему Бог не вмешается, не
предпримет что-
... Читать дальше »
Об авторе этого краткого пророчества не известно ничего, кроме его имени Наум Елкосеянин (см. Наум. 1:1). По-еврейски имя "Наум",
или точнее "Нахум", которое означает "утешитель". Это имя как нельзя лучше
соответствовало характеру служения этого пророка в Иудее. На страницах Ветхого Завета имена собственные весьма часто выражали надежду и религиозные чаяния народа Божьего.
Что же до имен тех представителей этого народа, которых коснулось особое избрание Божье, то их имена нередко
"содержали" как бы постоянно звучавшую "проповедь" о
Боге и Его делах. Имя Наума выражало извечную надежду
Израиля на милость Божью. Проповедь Наума о предстоявшем разрушении Ниневии,
о
... Читать дальше »
Об авторе этой книги известно не много. В ее заглавии он назван Михеем,
что является сокращенной формой от "Михаия" (означает "Кто
подобен Богу?"). Ссылка на Михея (Михаию) имеется в книге пророка Иеремии;
в Иер. 26:18 записаны слова о нем сказанные иудейскими старейшинами, которые цитируют
его предсказание относительно разрушения Иерусалима (см.
Мих. 3:12) в защиту Иеремии, тоже возвестившего о суде Божьем, грядуще
... Читать дальше »
Дополнительные сведения об Ионе, сыне Амафии,
находим в 4 книге Царств 14:25, где о нем
сказано как о "рабе Бога Израилева пророке из Гафхефера". Из книги Иисуса Навина 19:10,13 узнаем, что так
назывался один из городов на территории племени Завулона.
То есть Иона был пророком
Северного царства во время царствования израильского царя
Иеровоама II на рубеже 9-8 веков до P. X. (см. 4 Цар. 14:23-25). Именно
при нем осуществилось предсказанное Ионой "приращение" территории
Израиля (4 Цар. 14:25). Это произошло в результате
успешной для Северного царства войны с Сирией. Все это, вероятно, происходило в самом
... Читать дальше »
Эта книга, которая
состоит всего из 21 стиха, является самой короткой в Ветхом Завете. И немногие из читающих Библию задерживают на ней внимание. Да и в Новом
Завете она не цитируется. Однако, как сказал об Авдии Иероним, "это малый пророк по числу стихов, но не по мыслям". В сущности книга Авдия заслуживает
внимательного чтения и изучения, поскольку содержит в себе весьма
значительную весть о правосудии Господа, проявленном в суде над Едомом. О суде над Едомом в
Ветхом Завете упоминается, кстати, чаще, чем над любым другим из языческих
народов (см. Ис. 11:14; 34:5-17; 63:1-6; Иер. 9:25-26; 25:17-26; 49:7-22; Плач. 4:21-22; Иез. 25:12-14; 35; Иоил. 3:19; Ам. 1:11-12; кн. Авдия и Мал.
1:4).
В
известном смысле книга пророка Авдия как бы представляет собой
квинтэссенцию содержания всех проро
... Читать дальше »
Прежде чем Амос
стал пророчествовать, он был пастухом, возможно, скотоводом. Городок Фекоя (Текоя), из которого
он был родом, находился в гористой части Иудеи, в нескольких километрах от Вифлеема,
и 15 киллометрах от Иерусалима на юг. Текоя лежала
на крайней восточной населенной части Иудеи, дальше прос
... Читать дальше »
Из первого стиха первой главы этой книги следует, что она написана Иоилем, сыном Вафуила.
Его имя означает "Иегова есть Бог". В отличие от других
пророческих книг, в этой книге никаких
указаний на время пророческого служения Иоиля не имеется. Нет в ней и
каких-либо сведений о личности пророка. Богословами, изучавшими книгу Иоиля на
протяжении столетий, предлагается три варианта того, когда эта книга могла быть написана.
1. Книга была написана в раннее до-пленное время. А именно в 9-ом
веке до Р.X. Те, которые держатся этой точки зрения, ссылаются, в частности, на
ее место в еврейских ветхозаветных писаниях — между книгами Осии
и Амоса.
... Читать дальше »
Иеремия написал эту книгу в те
три месяца (в конце 586 – начале 585 года до Р. Х.), которые отделяли падение Иерусалима
завоеванного халдеями (см. 1:1-11) от вынужденного ухода
пророка в Египет (после убийства Годолии; см. Иер. 43:1-7).
Историческая обстановка.
Напомним, что с 588 по 586 годы до P. X.
вавилонская армия Навуходоносора держала в осаде иудейскую столицу (см. об этом в 4 Цар. 25:1-10). Так что изъявление радостных
эмоций, переходивших в эйфорию, которыми встречена была попытка "князей
... Читать дальше »
Перед нами самая, может быть,
трудная для понимания и самая таинственная книга Библии. На нее существует множество самых
разнообразных толкований.
Заглавие книги предполагает
ее превосходство над
другими священными книгами (ср. с такими понятиями, как "Святое
святых" или, напротив, "суета с
... Читать дальше »
Книга Есфирь уникальна в нескольких
отношениях. В ней содержится интересный
и весьма информативный материал о характере
жизни в Персидской империи в определенный исторический период. События, описываемые
в книге, происход
... Читать дальше »
Имя Ездры, образующее заголовок книги, принадлежит главному персонажу ее второй части. Хотя ссылок на Ездру как на автора в книге не имеется, с давних
пор считается, что именно он написал ее. Свидетельства в пользу этого находим в 7:27—9:15
... Читать дальше »
Книга получила свое название по имени моавитянки, которая вышла замуж
за сына еврея, переселившегося в землю Моавитскую. После смерти мужа Руфь ушла
с Ноеминью, своей свекровью-израильтянкой, тоже вдовой, в Израиль, в город
Вифлеем. Там, силою обстоятельств, направляемых Богом, Руфь
сделалась женой Вооза, богатого еврея-земледельца. Впоследствии, ей суждено было стать прабабушкой царя Давида.
Ее имя упомянуто евангелистом Матфеем в родословии Христа (Мат.
1:5).
В
Библии всего две книги, названные именами женщин. Это книги Руфь и Есфирь.
Еврейка Есфирь была женой языческого царя. В дни, имевшие решающее значение в
истории
... Читать дальше »