Деяния Апостолов.
Введение.
В ряду новозаветных Писаний книга Деяния Апостолов занимает совершенно особое место. Она создает необходимый "фон" для большинства посланий апостола Павла. В ней представлено логически последовательное описание апостольской деятельности Павла. Насколько "беднее" оказались бы мы без книги Деяний! Ведь и при наличии ее мы сталкиваемся с известными трудностями при чтении Павловых посланий; насколько же больше было бы их, если бы не эта книга. Сегодня христианство черпает в ней главные сведения, касающиеся жизни ранней Церкви.
Книга Деяния Апостолов не перестает вдохновлять христиан всех времен. Отраженные в ней ревностность, вера, радость, верность и послушание первых святых служат примером всем верующим. Последователям Иисуса Христа совершенно необходимо по мере сил изучать эту книгу и вникать в нее.
В книге мы находим много удивительных параллелей в описании того, что совершалось апостолами Петром и Павлом.
Чудеса, совершенные апостолами Петром и Павлом:
Петр |
Деян. 3:1-11 Исцеление хромого от рождения |
5:15-16 Осененные тенью Петра исцеляются |
5:17 Зависть со стороны иудеев |
8:9-24 История с Симоном-волхвом |
9:33-35 Исцеление Енея |
9:36-41 Воскрешение Тавифы |
Павел |
Деян. 14:8-18 Исцеление хромого от рождения |
49:11-12 Целительная сила платков и фартуков Павла |
13:45 Зависть со стороны иудеев |
13:6-11 История с Елимой-волхвом |
20:9-12 Воскрешение Евтиха |
Возможно, Лука защищал таким образом подлинность апостольства Павла; по духовной силе своей и данной ему власти Павел, конечно, не уступал Петру. В этой же, вероятно, связи Лука трижды возвращается к истории Павлова обращения (см. главы 9,22,26). Однако, несмотря на наличие поразительных параллелей в описании служения Петра и Павла, "оправдание" апостольства последнего едва ли составляло главную цель книги. Слишком много в ней и такого материала, который с этой целью не увязывается. К примеру, назначение Семи в 6-ой главе или подробное описание кораблекрушения в гл. 27.
Большинство богословов признает, что в книге Деяний Апостолов отражен универсальный характер христианства. Но было ли главной целью писавшего ее доказать это? Лука показывает нам, как Благая Весть достигает самарян, ефиопского евнуха, Корнилия, язычников в Антиохии, бедных и богатых, образованных и необразованных людей, женщин и мужчин и занимавших высокое положение так же, как тех, кто стояли на низших ступенях общества. Может быть, именно с целью подчеркнуть универсальный характер христианства особое место отводится в книге описанию Иерусалимского собора (гл. 15). Но в рамки этого объяснения опять-таки не укладывается целый ряд вещей — к примеру, избрание Матфия в гл. 1 и уже упомянутое избрание Семи в гл 6.
Так в чем же все-таки состояла главная цель Деяний Апостолов? Ф. Брюс, стоящий на "апологетической" точке зрения, утверждает: "Лука в сущности является одним из первых апологетов христианства. В частности, эта апологетика адресована светским властям, с целью убедить их в "законопослушности" христианства, и тут Лука несомненно является пионером".
В самом деле, многое в книге Луки подтверждает ту мысль, что написана она была с целью защитить христиан перед римскими властями. Следует подчеркнуть, что гонения на христиан, описанные в "Деяниях", за исключением двух случаев (имевших место в Филиппах —16 гл.) и в Ефесе (19 гл.) — всегда религиозного происхождения, и инициаторы их — иудеи.
И все-таки апологетическая концепция может быть оспорена. Очевидна преемственность между книгой Деяний и Евангелием от Луки. Это как бы две части одной книги. Стоит хотя бы прочесть первый стих кн. Деяний, чтобы убедиться в этом. Но ведь Евангелие от Луки в литературу апологетическую никак не вписывается.
Пожалуй все-таки автор кн. Деяний ставил перед собой задачу преимущественно историческую, и такая точка зрения имеет на сегодня наибольшее число сторонников. Целью Луки было показать "продвижение" Благой Вести от Иерусалима до Иудеи и Самарии "и даже до края земли" (1-8).
Вильям Барклай, одни из исследователей "Деяний Апостолов", пишет: "Задача Луки состояла в том, чтобы показать распространение христианства, показать, как эта религия, возникшая в глухом уголке Палестины, достигла менее чем за 30 лет Рима". Это так, и именно в этом "секрет" перехода от иудейского к неиудейскому характеру христианского служения, перехода от Петра к Павлу. При таком подходе становится, кроме того, понятно, почему лаконичный исторический пролог в Деян. 1:1 перекликается с Лук. 1:1-4. Ведь первые стихи Евангелия от Луки звучат как вступление, написанное историком. Также как у Геродота, Фукидида или Полибия. Поэтому, обе книги Луки носят исторический характер.
Но был ли Лука только историографом? Нет, поскольку кн. Деяний несомненно является и богословской работой, в которой особенно ясно слышится эсхатологический мотив. Она открывается вопросом эсхатологического характера (1:16), а, завершая ее, Лука опять прибегает к эсхатологической терминологии (см. "Царствие Божие" в 28:31). ("Эсхатология" — учение о конечных судьбах мира и человека.— Ред.)
В Деяниях подчеркнуто проводится идея Божиего всемогущества: несмотря на многообразные формы упорного сопротивления, Слово Божие распространяется по земле, и люди откликаются на него. Христианство набирает силу, и ничто не в состоянии воспрепятствовать этому. Так что цель второй книги Луки может быть определена следующим образом: объяснить, совместно с первой его книгой, последовательно и свыше направляемый процесс распространения вести о Царстве от евреев к язычникам, от Иерусалима к Риму.
Если корни христианства следует искать в Ветхом Завете и в иудаизме, то каким образом эта религия обрела вселенский характер? Ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии от Луки. В том же духе, отвечая на тот же вопрос, развивается и повествование в Деяниях Апостолов.
В обеих этих книгах "красной нитью" проходит упомянутая эсхатологическая тема. Выражение "Царство Божие", исполненное мистико-пророческого смысла, встречается в Евангелии от Луки 32 раза, а в Деяниях — 7 раз, не считая косвенного указания на Царство в 1:6 (см. 1:3; 8:12; 14:22; 19:8; 20:25; 28:23, 31). Образы, ссылки и намеки эсхатологического характера во множестве "рассыпаны" по книге Деяний Апостолов (см. 1:11; 2:19-21,34-35; 3:19-25; 6:14; 10:42; 13:23-26, 32-33; 15:15-18; 17:3, 7, 31; 20:24-25, 32; 21:28; 23:6; 24:15-17, 21, 25; 26:6-8, 18; 28:20).
Предложенное понимание не исключает и ряда замечаний и предположений, высказанных выше. Да, Петр и Павел — главные исторические персонажи кн. Деяний; Петр, служивший обрезанным, и Павел, служивший необрезанным. Да, универсальность Благовестия подчеркивается Лукой в обеих его книгах.
Об источниках, к которым, возможно, прибегал Лука. Под водительством Святого Духа Лука, вероятно, пользовался разными источниками. И первым из них, конечно, его личный опыт. Это видно из местоимений "мы, нас", неоднократно встречающихся в 16:10-17 и в 20:5—28:31. Вторым "источником" был для Луки Павел, в обществе которого он провел много времени. Несомненно, апостол много рассказывал своему "доброму доктору" и о своем обращении и обо всех трудностях своего служения. Наконец, какие-то сведения Лука несомненно почерпнул у других свидетелей, с которыми имел случай общаться (см. 20:4-5; 21:15-19). В Деян. 21:18-19. упоминается Иаков, как один из тех, с кем встречался Лука. И от него он мог узнать достоверную информацию, которая легла в основу первых глав кн. Деяний. Заметим, что эти главы выдают свое "арамейское происхождение". Далее, пока Павел два года находился в заключении в Кесарии (см. 24:27), Лука имел достаточно времени, чтобы заняться тщательной исследовательской работой в Палестине (см. Лук. 1:2-3). Так была создана Лукой, водимым Духом Святым, книга Деяний Апостолов.
Время написания.
По всей видимости, книга была написана до разрушения в 70 году Иерусалимского храма. В противном случае столь значительное событие нашло бы отражение на ее страницах. Особенно в одной из ее главных тем: Бог, отвращая Свое лицо от иудеев, отвергнувших Иисуса Христа, обращает его к язычникам.
Едва ли Лука не упомянул бы о смерти Павла, которую по традиции относят к 66-68 гг. по P.X., если бы книга не была написана до этого.
Заметим, что и о гонениях на христиан при Нероне, начавшихся после римского пожара в 64 г, по P.X., в книге Деяния Апостолов не упоминается.
Итак, богословы обычно принимают как дату написания книги Деяний 60-62 гг. по P. X. Местом ее написания они считают Рим, либо Рим и Кесарию. Писалась книга в канун освобождения Павла или сразу после него.
Предлагаемый ниже План комментариев на эту книгу составлен на основании двух ключевых текстов моментов в ней. Первой - это ключевой стих в Деян. 1:8: "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".
Вторым ключевым моментом можно считать разбросанные по всей книге сообщения Луки о росте и укреплении Церкви (см. 2:47; 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31). Из-за того, что Лука не всегда уточняет, где именно "рост" имел место (см. 2:41; 4:31; 5:42; 8:25, 40 и т. д.), богословы высказывают на этот счет различные предположения.
На четко прослеженной взаимозависимости упомянутых двух факторов — ключевого стиха (Деян. 1:8) и семи четко локализованных сообщений о росте Церкви — и строится предлагаемый ниже План.
План книги:
I. Свидетель в Иерусалиме (1:1—6:7)
А. Избранные в ожидании (гл. 1-2)
1.Вступление (1:1-5)
2.Апостолы ожидают в Иерусалиме (1:6-26)
3.Начало Церкви (гл. 2)
Первое сообщение об успехе: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви"(2:47)
Б. Рост церкви в Иерусалиме (3:1—6:7)
1. Оппозиция церкви (3:1—4:31)
2.Наказание, совершившееся в церкви
(4:32-5:11)
3.Преуспеяние церкви (5:12-42)
4.Решение административных вопросов (6:1-7)
Второе сообщение об успехе: "И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме" (6:7)
II.Свидетельство во всей Иудее и Самарии (6:8-9:31)
А. Мученическая кончина Стефана (6:8-8:1а)
1.Арест Стефана (6:8—7:1)
2.Речь Стефана в синедрионе (7:2-53)
3. "Атака" на Стефана (7:54-8:1а) Б. Служение Филиппа (8:1б-40)
1.В Самария (8:1б-25)
2.Служение Филиппа евнуху-ефиоплянину (8:26-40)
В. Миссия Савла (9:1-31)
1.Обращение Савла (9:1-19а)
2.Начало конфликтов с иудеями (9:19б-31)
Третье сообщение об успехе: "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии... на-зидаясь и ходя в страхе Господнем... при утешении от Святого Духа, умножались" (9:31)
III.Свидетельство "до предела земли" (9:32-28:31)
А. Достижение Церковью Антиохии (9:32-12:24)
1.Петр готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (9:32-10:48)
2.Апостолы готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (11:1-18)
3.Подготовка янтиохийской церкви к возвещению Евангелия "всему миру" (11:19-30)
4.Преследование церкви в Иерусалиме (12:1-24)
Четвертое сообщение об успехе: "Слово же Божие росло и распространялось" (12:24)
Б. Возникновение церквей в Малой Азии (12:25-16:5)
1.Самоотверженное служение Варнавы в Савла (12:25—13:3)
(Первое миссионерское путешествие, гл. 13-14)
2.Миссионерский обход Малой Азия (13:4-14:28)
3.Собор в Иерусалиме (15:1-35)
4.Утверждение церквей в Малой Азии (15:36-16:5)
(Второе миссионерское путешествие, 15:36-18:22)
Пятое сообщение об успехе: "И церкви утверждались" верою и ежедневно
увеличивались числом" (16:5)
В. Возникновение церквей на побережья Эгейского мора (16:6—19:20)
1.Побуждение идти в Македонию (16:6-10)
2.Конфликтные ситуации в Македонии (16:11-17:15)
3.Миссионерская кампания в Ахайе (17:16-18:18)
4.Завершение второго миссионерского путешествия (18:19-22)
5."Завоевание" миссионерами Ефеса (18:23-19:20)
(Третье миссионерское путешествие, 18:23—21:16)
Шестое сообщение об успехе: "С такою силою возрастало и возмогало слово Господне" (19:20)
Г. Павел стремится в Рим (19:21—28:31)
1.Завершение третьего миссионерского путешествия (19:21—21:16)
2.Заточение Павла в Иерусалиме (21:17-23:32)
3.Заточение Павла в Кесарии (23:33—26:32)
4. Заточение Павла в Риме (гл. 27-28) Седьмое сообщение об успехе: "...Павел... принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе..." (28:30-31).
|