Второе Послание Апостола Иоанна.
Введение.
Второе Послание
Иоанна - короткое и могло бы уместиться на одном листе папируса стандартного
размера. То, что это послание сохранилось, несомненно, свидетельствует о его Богодухновенности и большом духовном значении.
Автор.
Традиционно считается, что послание принадлежит перу ап. Иоанна.
Однако, сам автор называет себя просто "старцем'. Едва ли это слово
означает, что он был одним из старейшин в какой-то из местных церквей. Скорее
оно соответствовало ласковому названию (ср. 1 Тим. 5:1-2; 3 Иоан.
1), под которым автор был известен его читателям; с другой стороны, греч. пресбитерос ("пресвитер") и означает -
"старый человек", "старец", и имеется ряд уходящих в глубь
веков свидетельств в пользу того, что этим словом могли называть любого из
апостолов или тех, кто с самого начала были свидетелями жизни Иисуса Христа,
Его учениками. В свете явного сходства стиля и содержания 1-го и 2-го посланий
Иоанна вполне можно отнести те аргументы, которые говорят о нем как об авторе
большого Первого Послания, и к меньшему - Второму. В сущности, нет никаких
оснований сомневаться в правильности традиционной точки зрения относительно
авторства данного послания.
Условия написания послания. Письмо это адресовано
"избранной госпоже и детям ее" (ст. 1; ср. стихи 4-5). Конкретные
имена в послании не приводятся. В этом
отношении 2-е послание отличается от 3-го, где приведено 3 конкретных имени.
Существует предположение, что слова
"избранной госпоже" относились к какой-то конкретной церкви (своего
рода литературный прием), а слова "дети ее" - к членам этой церкви.
Примеров такой персонификации, когда народы (страны) или города уподобляются
женщине (ср. с "дочерью Сиона") в Библии немало, а церковь часто
уподобляется на ее страницах невесте Иисуса Христа (см. Еф.
5:22-23; 2 Кор. 1:2; Отк. 19:7).
Такoe предположение
подтверждается и тем, что после 5-го стиха местоимения, употребляемые автором,
ставятся им не в единственном, а во множественном числе ("мы",
"нам", "вам"); вновь единственное число возникает только в
13 стихе. Да и вообще содержание послания скорее говорит о том, что оно
адресовано общине, а не отдельному человеку. Итак, если с полной уверенностью и
нельзя отрицать, что послание было написано какой-то конкретной женщине, все же
предпочтительнее считать, что оно адресовано церкви. Встав на такую точку
зрения, мы увидим, что проблемы, с которыми столкнулись члены этой церкви, мало
чем отличались от тех, которые возникли у читателей первого послания Иоанна.
Здесь тоже апостол говорит об "антихристах" (2 Иоан.
7, ср. 1 Иоан. 2:18, 22). И заблуждение тут носило
такой же характер, что и описанное в Первом Послании; оно выражалось в неверии
в то, что Иисус Христос приходил на землю во плоти (2 Иоан.
7, ср. с 1 Иоан. 2:22-23; 4:1-3). В этом послании
тоже содержится настоятельный призыв к исполнению Божиих заповедей, и в первую
очередь - заповеди о необходимости любить друг друга (2 Иоан.
5-6, ср. с Иоан. 2:3-9; 3:14-18,23; 4:7,11,20-21).
Время написания.
Нет никаких данных о том, когда это послание
было написано. Но подразумевавшаяся в нем обстановка схожа с той, какой
продиктовано было Первое послание апостола. Поэтому можно предположить, что оба
послания были написаны примерно в одно и то же время.
План книги:
I. Введение (ст. 1-3)
II. Основная часть послания (ст. 4-11)
А. Истина в действии (ст. 4-6)
Б. Защита истины (ст. 7-11)
III. Прощание (ст. 12-13)
|