Второе Послание Апостола Петра.
Введение.
Это послание можно было бы озаглавить
следующим образом: "Борьба христиан в последние дни". Тема победы
звучит в начале и в конце послания Петра. Однако,
главное внимание апостол уделяет здесь вопросу о том, как должны жить верующие
в условиях трудностей и смятения последнего времени. После того, как он
нарисовал страшную картину (в 2:1 - 3:10), в которой перед его читателями
предстают и лжеучители, и падшие ангелы, и откровенная аморальность, и жалкие
баламуты и насмешники, он призывает своих читателей пребывать "в святой
жизни и благочестии... ожидающими и желающими пришествия дня Божия..." (см. 3:11-12). Благочестивая жизнь в трудные времена — вот урок, который преподает Петр верующим в этом энергичном послании.
Автор.
В первом стихе
говорится, что послание написал Симон Петр, т. е.
один из трех (два другие - Иаков и Иоанн) свидетелей
преображения Иисуса Христа (1:17-18 и Map. 9:2-7). Ранее он написал им свое Первое Послание, теперь апостол снова обращается к тем же читателям (2 Пет. 3:1). Он
был одним из Двенадцати (1:1; 3:2), и он называет
Павла своим "возлюбленным братом" (3:15). От Самого
Господа, когда они вместе шли по берегу Галилейского
моря, Петр услышал о том, какою смертью ему предстоит умереть (1:14 и Иоан. 21:18-19).
В третьем столетии три христианских писателя
прямо ссылались на Петра как на автора этого послания. Мефодий Олимпийский, замученный
впоследствии при императоре Диоклетиане, цитирует 2 Пет. 3:8 в поддержку своих
мыслей о воскресении. При этом автором послания, на которое ссылается, он
называет апостола Петра.
Вопрос о стилистическом расхождении между Первым
и Вторым посланиями скорее всего объясняется тем, что,
по-видимому, писать это послание помогал апостолу Петру не Силуан,
помогавший ему при написании Первого послания (1 Пет.
3:12), а кто-то другой. Да и расхождение в стиле не представится столь уж разительным,
особенно в свете того, что и тема, и цель у этих посланий — разные. Между
прочим, и сходство в стиле посланий бросается в глаза не меньше, чем различие.
К примеру, в обоих посланиях очень часто встречаются слова, которых больше нет
ни в одной другой новозаветной книге.
Стилистические различия между двумя посланиями апостола Петра
менее значительны, чем между ними и другими книгами Нового Завета. Кстати,
наличие упомянутых специфических слов, по-видимому, свидетельствует о богатом
словаре автора и его ораторском темпераменте, требовавшем неизбитых выражений.
Отсюда — множество слов и оборотов, встречающихся только в этих двух посланиях.
Для обоих посланий характерно необычное приветствие:
"Благодать и мир вам да умножатся" (1 Пет. 1:2; 2 Пет. 1:2). Греческое слово аретас в 1 Пет. 2:9, переведенное как "совершенства",
и врете во 2 Пет. 1:3, переведенное как "благостию", происходят от одного и того же корня и
встречаются в греческом очень редко, но именно ими описывает апостол
превосходство и доброту Бога. Слово апотезис встречается в Новом Завете только в 1 Пет. 3:21 и 2 Пет. 1:14, и переведено оно соответственно как "омытие" и "должен оставить". Выразительной
фразе амомоу кои аспидоу 1 Пет. 1:19,
характеризующей безгрешность Христа как Того, Кто не
имеет "ни пятна ни порока", искуссно
противопоставлена фраза во 2 Пет. 2:13, характеризующая
лжеучителей как "срамников и осквернителей". Первая фраза несколько
видоизмененной повторяется в греческом тексте во Втором
послании, в 3:14 (переведена как "неоскверненными и непорочными"), и
содержится она в призыве апостола к верующим — стремиться к моральному превосходству
в свете скорого пришествия Христа. Использование одних и тех же необычных слов
и выражений в обоих посланиях свидетельствует о том, что они написаны одним и
тем же автором.
Своим уникальным стилем и словарем Второе послание перекликается с проповедями апостола Петра,
записанными в Деяниях Апостолов. Одним из наилучших примеров являются слова
одного корня — кодасонтаи (наказать), встречающееся только в Деян. 4:21 и кояазоменоус (наказание) в 2 Пет. 2:9.
Сходство с посланием апостола Иуды.
Даже при беглом прочтении 2 главы 2 Петра и Иуды
4-18 бросается в глаза их удивительное сходство. Богословы раннехристианского
периода полагали, что апостол Петр первым написал свое второе послание, а
апостол Иуда позже заимствовал его мысли. В наше время ряд богословов пришел к
противоположному мнению. Некоторые даже утверждают, что и автор 2 Петра и автор
послания Иуды воспользовались каким-то третьим, общим,
источником. Однако, все три точки зрения сталкиваются
в обосновании своем с серьезными трудностями.
Если первым написал свое послание Иуда, то возникает вопрос, мог ли столь авторитетный
апостол, как Петр, так много заимствовать у писателя менее известного, чем он
сам. Конечно, ответ может быть в том, что Петр счел предостережения Иуды относительно лжеучителей настолько важными, что
решил подчеркнуть и подкрепить их собственным авторитетом. Если же
первым написал свое послание Петр, то возникает вопрос, почему Иуда просто
повторил часть того, что уже было сказано Петром, и добавил к этому очень мало
нового. На это можно ответить, что Иуда мог сократить и уточнить послание Петра
или какое-то другое, содержавшее мысли общие для обоих посланий, чтобы донести
эти очень важные мысли до церквей, еще не получивших послания, написанного
прежде.
Место и время написания.
На основании двух мест в 2 Петра можно судить о
приблизительной дате его писания. В 2 Пет. 1:13-15 апостол говорит, что время
его смерти близко. По традиции считается, что Петр был казней или в конце 67
года и в начале 68 года. Далее, ссылка на послания апостола Павла в 3:16,
по-видимому, указывает на то, что Петр писал это послание после 60 года.
Поскольку считается, что 1 Петра было написано им примерно в 64 году, второе
можно датировать 64 - 68 годами. Из текста послания не видно, где оно было написано.
Но поскольку 1 Петра писалось в Риме, и в Риме же, как считается, был распят
апостол, то логично допустить, что Второе послание
Петра также было написано в Риме.
Кому адресовано.
Петр писал это послание тем же верующим, которым адресовал и первое свое
послание (2 Пет. 1:1 и 3:1). Если в 3:1 автор имел в виду именно Первое свое послание, то тогда и с этим он обращался к
христианам из евреев и язычников, жившим "в Понте,
Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии" (1 Пет. 1:1). Но если он имел в виду
какое-то другое послание, не дошедшее до нас, то тогда определить адресатов 2
Петра не представляется возможным.
Цель написания.
Петр был одновременно и заботливым пастырем,
и горячим поборником учения Христа, каким Он оставил его. Этот последний его
призыв не останавливаться в духовном росте и остерегаться лжеучителей звучал
тем горячей, что он знал и о краткости земного времени, остававшегося у него, и
о той непосредственной опасности, которая нависла над церквами (1:13-15 и
2:1-3). И вот он решил "возбудить" своих пасомых
"напоминанием" о том, что они уже знали, чтобы они вновь и вновь
думали (3:1-2) над тем, чему учили
пророки и Сам Господь, чтобы не забыли его слов
(1:15). Он подробно описывает признаки духовной зрелости и призывает своих
читателей прилагать все усилия к тому, чтобы растя в благодати и в познании
(1:3-11).
Апостол перечисляет
также признаки истинных учителей — чтобы верующие умели различать между
настоящими учениками Господа и самозванцами (1:12-21). Относительно последних
Петр предостерегает своих читателей, разоблачая лживые, порочные свойства
лжеучителей (гл. 2). И, наконец, он утешает и ободряет тех, кому пишет, убеждая
их в скором возвращении Христа на землю (3:1-16). Цель послания -
призыв христиан к духовному росту с тем, чтобы они могли противостать
всякому соблазну вероотступничества, уповая на Второе
пришествие Господа.
План книги:
I. Вступление (1:1-2)
А. Приветствие(1:1)
1. Автор (1:1а)
2. Читатели (1:1б)
Б. Благословение (1:2)
II. Природа христианина-плод Божией работы (1:3-11)
А. О принадлежности к "Божескому естеству" (1:3-4)
1. Божия сила (1:3)
2. Божии обещания
(1:4)
3. Принятие христианами "Божеского
естества" (1:4б)
Б. Божия природа в
действии (1:5-9)
1. В чем это действие проявляется (1:5-7)
2. Последствия упомянутого действия (1:8)
3. "А в ком нет сего..."
(1:9)
Б. К чему ведет "Божеское естество"
(1:10-11)
1. Вклад верующего в Божие
совершенство (1:10)
2. Достижение последнего результата (1:11)
III. Духовная пища христианина - Слово Божие (1:12-21)
А. Помнить Слово Божие
(1:12-15)
Б. Величие Слова Божиего
(1:16-18)
В. Значение Слова Божиего
(1:19-21)
IV. Христианская война: лжеучители идут
в атаку (гл.2)
А. Об избавления от лжеучителей (2:1-9)
1.
Разоблачение лжеучителей (2:1-3)
2.
О прежних Божиих судах (2:4-6)
3.
"...Знает Господь, как избавлять"
(2:7-9)
Б. Описание
лжеучителей (2:10-16)
1. Они
- мятежны (2:10-11)
2. ...Подобны животным (2:12)
3. Они
- обманщики (2:13)
4....Неисправимые
грешники (2:14)
5.
Лжеучители — користолюбивы (2:15-16)
В. Разрушительная рябота лжеучителей (2:17-22)
1. Кого "уловляют" лжеучители (2:17-18)
2.
Каковы их приемы (2:19)
3.
Их конец - погибель (2:20-22)
V. Христианская наежда - возвращение Христа (3:1-16)
А. Напоминание
верующим (3:1-2)
Б. Ругатели
насмехаются... (3:3-7)
В. Божия гарантия (3:8-9)
Г. Петр о дне Господнем (3:16-13)
Д. Воздействие надежды на поведеиие
веруюящих (3:14-16)
VI. Заключение (3:17-18)
|