Служение Малахии приходится
на 5-ый век до P. X. Прошло
примерно сто лет после издания Киром его декрета, позволявшего иудеям вернуться
в их землю (538 г.
до P. X.), когда
прозвучали пророческие речи Малахии, автора
последней книги Ветхого Завета. Служение двух предшествовавших ему пророков, Аггея и Захарии, много
содействовало восстановлению евреями храма в 515 году. Восстановлены были и жилые дома в Иерусалиме. Скорее
всего уже в дни Малахии
отстроена была городская стена.
Но жизнь возвращенцев не сделалась легкой. Иудеи были в политическом
подчинении у пе
... Читать дальше »
В Ветхом Завете это одна из самых коротких книг, короче ее только книга
пророка Авдия. Написанная простым и доступным языком, она состоит из четырех посланий пророка, служение которого, по-видимому,
продолжалось недолго, и было оно в пост-ссыльный период истории Израильского народа. Примечательна глубокая убежденность Аггея в том, что в книге все мысли, наставления, прямые повеления
Божественного происхождения. В
пределах двух коротких глав он утверждает это не менее 25 раз начиная фразой "Так сказал Господь Саваоф" (1:2) и завершая
книгу словами "говорит Господь" (2:23).
Автор.
О жизни и служении пророка Аггея известно относительно
немного. Аггей был первым пророком, через которого Бог говорил к
иудейской общине, с
... Читать дальше »
Имя Софония (по-еврейски звучащее как "Сефания") означает того, кому
покровительствует, кого защищает Иегова. Как на объект Божьей защиты оно может указывать на еврейский народ в
дни, когда жил Софония, чьи детские годы совпали с нечестивым правлением царя
Манассии (4 Цар. 21:16). Имя Софония носили в Ветхом Завете еще три лица.
Помимо сказанного в 1:1 о Софонии мало что известно. Но то, что сказано,
само по себе примечательно, так как Софония единственный
из ветхозаветных пророков, чье родословие прослеживается до четвертого поколения.
Это предполагает, что он был человеком знатного, может быть даже царского
происхождения. Ряд исследовате
... Читать дальше »
Планета Земля кажется
невыразимо прекрасной тем, кто смотрит на нее из космоса. Но тем, кто живет на ней все происходящее на Земле видится скорее в мрачном свете. Смятение,
неразбериха, возрастающая угроза терроризма и загрязнения окружающей среды — все это отбрасывает зловещие тени на повседневное существование землян.
Мир все более уподобляется гигантской
бомбе с коротким запалом, из недр которой ясно слышится тиканье часового
механизма. Не удивительно, что люди, способные думать, задаются вопросами: Откуда все эти беды? Вся эта несправедливость? Почему люди, лишенные совести,
благоденствуют? А совестливые и добрые страдают? Почему Бог не вмешается, не
предпримет что-
... Читать дальше »
Об авторе этого краткого пророчества не известно ничего, кроме его имени Наум Елкосеянин (см. Наум. 1:1). По-еврейски имя "Наум",
или точнее "Нахум", которое означает "утешитель". Это имя как нельзя лучше
соответствовало характеру служения этого пророка в Иудее. На страницах Ветхого Завета имена собственные весьма часто выражали надежду и религиозные чаяния народа Божьего.
Что же до имен тех представителей этого народа, которых коснулось особое избрание Божье, то их имена нередко
"содержали" как бы постоянно звучавшую "проповедь" о
Боге и Его делах. Имя Наума выражало извечную надежду
Израиля на милость Божью. Проповедь Наума о предстоявшем разрушении Ниневии,
о
... Читать дальше »
Об авторе этой книги известно не много. В ее заглавии он назван Михеем,
что является сокращенной формой от "Михаия" (означает "Кто
подобен Богу?"). Ссылка на Михея (Михаию) имеется в книге пророка Иеремии;
в Иер. 26:18 записаны слова о нем сказанные иудейскими старейшинами, которые цитируют
его предсказание относительно разрушения Иерусалима (см.
Мих. 3:12) в защиту Иеремии, тоже возвестившего о суде Божьем, грядуще
... Читать дальше »
Дополнительные сведения об Ионе, сыне Амафии,
находим в 4 книге Царств 14:25, где о нем
сказано как о "рабе Бога Израилева пророке из Гафхефера". Из книги Иисуса Навина 19:10,13 узнаем, что так
назывался один из городов на территории племени Завулона.
То есть Иона был пророком
Северного царства во время царствования израильского царя
Иеровоама II на рубеже 9-8 веков до P. X. (см. 4 Цар. 14:23-25). Именно
при нем осуществилось предсказанное Ионой "приращение" территории
Израиля (4 Цар. 14:25). Это произошло в результате
успешной для Северного царства войны с Сирией. Все это, вероятно, происходило в самом
... Читать дальше »
Эта книга, которая
состоит всего из 21 стиха, является самой короткой в Ветхом Завете. И немногие из читающих Библию задерживают на ней внимание. Да и в Новом
Завете она не цитируется. Однако, как сказал об Авдии Иероним, "это малый пророк по числу стихов, но не по мыслям". В сущности книга Авдия заслуживает
внимательного чтения и изучения, поскольку содержит в себе весьма
значительную весть о правосудии Господа, проявленном в суде над Едомом. О суде над Едомом в
Ветхом Завете упоминается, кстати, чаще, чем над любым другим из языческих
народов (см. Ис. 11:14; 34:5-17; 63:1-6; Иер. 9:25-26; 25:17-26; 49:7-22; Плач. 4:21-22; Иез. 25:12-14; 35; Иоил. 3:19; Ам. 1:11-12; кн. Авдия и Мал.
1:4).
В
известном смысле книга пророка Авдия как бы представляет собой
квинтэссенцию содержания всех проро
... Читать дальше »
Прежде чем Амос
стал пророчествовать, он был пастухом, возможно, скотоводом. Городок Фекоя (Текоя), из которого
он был родом, находился в гористой части Иудеи, в нескольких километрах от Вифлеема,
и 15 киллометрах от Иерусалима на юг. Текоя лежала
на крайней восточной населенной части Иудеи, дальше прос
... Читать дальше »